Самоорганизация личности – тренинг

Самоорганизация личности проявляется в целенаправленности, активности, аргументации мотивации и планирования деятельности, самостоятельности и быстроте принятия решений, оценивании последствий работы, успешном жизнеосуществлении.

Тренинг самоорганизации личности - методическая разработка занятий.

Принимая участие в тренинговых занятиях курсу “Самоорганизация личности” ученики открывают для себя правила учения с увлечением и получают возможность оценить их эффективность в своей школьной жизни.

Обучение учеников самоорганизации помогает им овладеть  системой знаний про природу человека,  раскрыть свои потенциальные возможности и реализовать их, успешно организовывать свою жизнедеятельность.

 

Занятие 1 курсу “Самоорганизация личности”.

ПРАВИЛО 1

ПЛАНИРУЙ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ      

1.Расшифруйте высказывание адмирала Нельсона:

«Я зобяна имисво псуамиех муто, точ гдакони в низиж ен ратлит морда и верчетит ачса»

(Ответ: «Я обязан своими успехами тому, что никогда в жизни не тратил даром и четверти часа»)

2. Поразмышляйте, как можно применить в своей жизни такое утверждение: «Время теряется попусту не столько часами, сколько четвертями часов: из-за потери этих четвертушек и складываются все несчастья нашей жизни. Но если строго каждый час менять занятия, то легче будет избежать потери даже «четвертушки» часа»

3. Составьте план дел на субботу с учетом того, что каждый час нужно менять занятия (возможны спаренные часа).

4. Проверить учёт времени: на какие дела оно было реально потрачено, например:

9-10 − завтракал, мыл посуду

10-11 − дрессировал собаку

11-12 – читал книгу и т.д.

Сделайте вывод, насколько вам удалось выполнить свой план.

5. Напишите короткий отчет, о выполнении своего плана на день. Отметьте, что помогло (или помешало) его выполнению и какой интересный случай произошел в этот день.

6. Назовите преимущества планирования: в чем польза планомерной деятельности

7. Попробуйте составить план подготовки к контрольным и зачетным работам

8. Объединившись в команды по 3-4 человека, подготовьте презентацию на тему: “Планирование” (можно в шуточной форме)

 

Занятие 2 курсу “Самоорганизация личности”.

ПРАВИЛО 2

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ – ЭТО УЧЕНИЕ С ВНИМАНИЕМ.

НЕ ОТВЛЕКАЙСЯ. СТАРАЙСЯ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ СЕБЯ УЧЕБНЫМ МАТЕРИАЛОМ.

ТРЕНИРУЙ СВОЮ СПОСОБНОСТЬ ГЛУБОКО СОСРЕДОТАЧИВАТЬСЯ.

1. Обсудите:

– Почему урок бывает скучным?

– Что мешает внимательному восприятию нового учебного материала?
–  Как можно повысить свое внимание во время урока?
2. Знаете ли вы, что такое “конспект” и как его можно вести в ходе урока?

3. Предложите свой образец ведения конспекта и попробуйте законспектировать материал урока.

 

Занятие 3 курсу “Самоорганизация личности”.

ПРАВИЛО 3

ЗАНИМАЙСЯ САМОРАЗВИТИЕМ!

САМОРАЗВИТИЕ – ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЗА СЧЁТ ИНТЕНСИВНОГО

НАРАЩИВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

«ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ»

Вы желаете достичь успеха в развитии своих умственных способностей?

Вам предлагается стать участниками творческого поиска и исследовать механизм саморазвития личности.

Для начала нужно определиться − стоит ли усердно заниматься своим саморазвитием или достаточно просто плыть по течению школьной жизни?

Один из ключевых законов саморазвития гласит, что от умственного потенциала человека зависит его способность к познавательной деятельности.

Но тогда возникают вопросы:

– А какова роль этой самой познавательной деятельности в жизни человека?

– Так ли уж нам необходимы те или иные знания?

– Почему полезно развивать свою эрудицию?

 

 

Этап 1. Коллективное обсуждение «Роль знаний в жизни человека».

 

         Представьте себе, что от знания какой-то информации зависит ваша жизнь.

Вашему вниманию предлагается фрагмент из одной книги. Это реальное событие, которое произошло с Жан-Пьер Алленом на юго-востоке Бурунди в Африке.

“Встав в пироге, я поджёг бикфордов шнур. И вдруг вместо привычной вспышки с последующим характерным потрескиванием раздалось грозное шипение. Я тотчас размахнулся, чтобы отшвырнуть взрывчатку. Но было уже поздно. Две динамитные шашки взорвались в правой руке. Я полностью отключился, погрузившись в глубокое забытье. Затем неожиданно для себя обнаружил, что задыхающийся и ослеплённый, тем не менее, инстинктивно колочу ногами по воде…

Вдруг я заметил две приближающиеся, покрытые шипами зеленовато-серые торпеды…

Метрах в тридцати от берега крокодилы настигли меня. Два гиганта, замеченных мной первыми, почти касались моих пяток. Когда я повернул голову, то увидел ещё пятерых, приближающихся с правой стороны. Раньше мне приходилось плавать в водах, кишащих крокодилами. Поэтому я знал, как держать себя. Я изменил угол тела в воде и принял почти вертикальное положение, продолжая неуклюже плыть к берегу по-собачьи. Теперь крокодилы не могли расправиться со мной, так как строение их челюстей и неподвижная шея позволяют хватать добычу только в горизонтальном положении. Я медленно продвигался к берегу, отчаянно разбрызгивая вокруг себя воду…

Я почувствовал, как крокодил, настигший меня сзади, касается моей спины, сдирая своими шипами остатки моей рубашки. Из последних сил, охваченный ужасом я бросился к берегу. Ещё не веря самому себе, я коснулся ногой дна. Шатаясь, я выбрался из воды, оставив ни с чем флотилию рептилий”.

 

Жан-Пьер остался жив, потому что знал особенности строения крокодила и то, как нужно плыть, когда рядом эти животные.

 

Предлагается поразмышлять:

От каких знаний зависит наша с вами жизнь. В каких ситуациях эти знания могут помочь избежать опасности.

(Например: знание правил дорожного движения; знание закона всемирного тяготения)

Каким образом мы можем приобретать важные для жизни знания?

Попробуйте сделать вывод:

                  Почему важно прилагать усилия, чтоб познавать окружающий нас мир? Как способность познавать окружающий мир связана с умением формулировать вопросы и находить на них ответы?

 

Этап 2. Работа в командах.

         Каждой команде даётся бланк с вопросами-заданиями, на которые нужно дать ответы.

 

Вопросы для исследования

Ответы

  1. Кто должен определять цель процесса саморазвития?
  2. Какой, по вашему мнению, может быть эта цель?
  3. Каковы этапы саморазвития личности?

4. Какие существуют средства, способы и приёмы развития интеллекта?

 

 

Творческие презентации команд на тему: «Человек как субъект учебно-развивающей деятельности»

Этап 3.  Рефлексивная минутка.

«Что мне следует изменить в моей жизни для полноценного саморазвития»

 

Этап 4. Защита индивидуальных творческих проектов

«Мой путь развития умственных способностей»

 

Занятие 4 курсу “Самоорганизация личности”.

ПРАВИЛО 4

ПРИУЧИ СЕБЯ ЛЮБУЮ РАБОТУ ВЫПОЛНЯТЬ С ИНТЕРЕСОМ,

ПРИЛАГАЯ  УСИЛИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

«СИМФОНИЯ ТРУДА»

К доске крепится лист бумаги разделённый на пять частей.

 

Второй лист бумаги «Лист с секретом».

На одной его стороне записан секрет труда с увлечением: «Всё, что стоит делать, стоит и того, чтобы это делать хорошо». Другая его сторона разделена на такие же части, как и первый лист. На каждой из частей записан один из пяти советов: «Как сделать любую работу увлекательной»

  1. Работайте с воодушевлением.
  2. Делайте всё, что в ваших силах.
  3. «Украсьте» свою работу.
  4. Не переставайте учиться.
  5. Избавьтесь от негативного мышления.

Этот лист ведущий разрезает на части заранее и кладёт в «сундучок мудрых советов».

Также заранее готовится сундучок для «скучных дел».

В ходе презентации советов части второго листа прикрепляются соответствующим образом на размеченном листе тыльной стороной. В результате можно будет прочитать сам секрет.

Коллективное обсуждение «Скучное дело»:

 

–       Приходится ли вам выполнять нудную работу? Что вы при этом думаете?

Какие занятия нагоняют на вас скуку?

(Перечисленные ребятами “скучные  дела», записываются на отдельные карточки и кладутся в сундучок).

     – Действительно, сегодня очень много скучных, монотонных дел, и тем, кто ими занимается, они не доставляют особой радости.

Но как сделать свою работу увлекательной?

Попробуем раскрыть секрет, как сделать более интересной любую работу.

 

Сундучок мудрых советов.

 

В этом маленьком сундучке находится большой секрет.

Это секрет: «Как сделать любую работу увлекательной».

– Как вы думаете, в чём ценность этого секрета?

 

Этот секрет включает пять советов.

Каждая команда выберет один из советов, а также карточку со “скучным” делом.

 

Задание командам «Презентация мудрого совета»

Подготовить инсценировку, в которой показать, как применить один из советов, чтобы скучная работа доставила радость и удовлетворение.

 

Пять советов

  1. Работайте с воодушевлением:

– полностью сосредоточьтесь на том, что вы делаете, это также будет хорошей помощью;

– если вы будете улыбаться и держаться прямо, то это поможет вам работать с большим воодушевлением;

 

–выполняйте работу так, будто она доставляет огромное удовольствие.

 

  1. Делайте всё, что в ваших силах:

– старайтесь выполнять работу качественно, тогда вы получите удовлетворение от результата;

– делайте больше, чем требуется, и вы будете чувствовать себя счастливее;

– сначала делайте задания, которые особенно важны, и тогда вы будете получать большее удовольствие, чем те люди, которые тянут время и из-за этого изматываются попусту;

– вместо того, чтобы соперничать с другими, постарайтесь превзойти самих себя;

– поставьте себе новые цели, повысьте требования. Постоянно улучшайтесь.

 

  1. “Украсьте” свою работу:

– работа будет интереснее, если выполнять её в оригинальном стиле.

 

  1. Не переставайте учиться:

– удовлетворяйте потребность мозга в новой информации, получая новые знания;

– узнавайте больше о том, что связано с вашей работой;

– наблюдайте, как работают люди, замечая их сильные и слабые стороны;

– можно также учиться на своих ошибках и, конечно, на достижениях, анализируя, что вы сделали правильно, а что нет.

  1. Избавьтесь от негативного мышления:

– не тратьте зря время, вспоминая прошлые неудачи, опасаясь будущих ошибок и беспокоясь о том, что думают о вас другие.

 

Самопрезентация любимых полезных дел

У каждого есть любимое дело, которое – не просто увлечение, как, например: коллекционирование или рисование, а является настоящей работой, приносящей пользу.

Расскажите о таком деле. Поделитесь, почему эта работа приносит вам радость.

Возможно, таких дел у вас несколько.

 

Конкурс бытовых сюрпризов.

Составьте список бытовых дел, которые нужно выполнить дома, но которые всё откладываются “на потом”, потому что их делать некогда или не очень хочется.

Спланируйте, в какие дни вы эти дела возьмётесь сделать. Посоветуйтесь с кем-то из друзей или взрослых как их лучше сделать. Обдумайте, каким образом выполнить работу, чтобы её результат стал приятным сюрпризом для ваших близких.

Составьте самоотчёт: Получился ли у вас сюрприз? Как помогло знание секрета делать любую работу с увлечением.

 

Ведущий предлагает оценить ценность и оригинальность каждого сюрприза.

 

Занятие 5 курсу “Самоорганизация личности”.

ПРАВИЛО 5

НЕ ВПАДАЙ В ОТЧАЯНИЕ!

ЕСЛИ НЕ УДАЛОСЬ ДОСТИЧЬ ЦЕЛИ ОДНИМ ПУТЁМ – ИЩИТЕ ДРУГИЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

«УСПЕХ ЧЕРЕЗ УПОРСТВО»

Экспресс – интервью:

– Бывают ли у вас такие моменты, когда вы из-за постигшей вас неудачи впадаете в уныние и у вас опускаются руки? Приведите примеры.

 

Слова ведущего:

Жизнь предъявляет к нам всё больше требований, и причин для огорчения в ней хватает. Когда у нас что-то не получается, нам, возможно, трудно сдержать свои эмоции. Почувствовать себя крайне несчастным может даже жизнелюб!

Когда появляется мысль, что “нет выхода”, возникает желание всё бросить, прекратить борьбу.

Но давайте задумаемся: возможно, выход всё же есть! А вдруг мы шли не тем путём? Ведь, вполне вероятно, что есть другие пути. И если хорошенько проанализировать  ситуацию, а не сосредотачиваться на неудаче, то новый способ  разрешения проблемы  обязательно обнаружится.

 

Мотивационный тренинг :

 

Задание I команде:

– Ознакомиться с предложенным материалом: ”Что такое упорство?”.

– Определить для себя какую-либо цель.

– Предусмотреть и записать трудности и промахи, которые, возможно, возникнут при достижении выбранной цели.

– Определить для себя, что такое упорство.

– Поразмышлять, в чём состоит польза от проявления упорства.

– Смоделировать ситуации преодоления возникающих трудностей на пути к цели.

– Подготовить презентацию результатов своей работы.

Задание II команде:

– Ознакомиться с предложенным материалом: ”Что помогает быть упорным?”.

– Записать возможные жизненные цели (не меньше семи).

– Выбрать из этих целей ту, которую, большинство из вас стремились достичь, но ничего не вышло.

– Проанализировать, в чём причина неудачи.

– Продумать новую стратегию достижения результата.

– Продумать, какие советы вы бы дали тем, кого постигла неудача.

– Подготовить презентацию результатов своей работы.

 

Задание III команде.

– Ознакомиться с предложенным материалом “Выбор правильных целей”.

– Составить перечень возможных жизненных целей.

– Обосновать, в чём заключается смысл этих целей.

– Определить, какая из этих целей является наиболее жизненно важной.

– Предложить несколько реалистичных путей достижения данной цели.

– Подготовьте презентацию результатов своей работы.

 

Вспомогательный материал

“Что такое упорство?”

Конечно, потерпев неудачу, не всегда просто подняться и начать все сначала. Иногда мы сталкиваемся с трудностями, которые кажутся непреодолимыми. Нам может казаться, что мы не приближаемся, а все дальше отдаляемся от достижения своих целей. Мы можем чувствовать себя подавленными, ни на что не способными, можем впасть в уныние и даже в депрессию.

Быть упорным означает твердо и решительно стремиться к достижению какой-либо цели и, несмотря на трудности и неудачи, постоянно прилагать усилия. Упорство подразумевает проявление решительности при столкновении с трудностями, настойчивость, желание не сдаваться.

Важно отметить, что упорство помогает справляться с неизбежными неудачами.  Вместо того чтобы опускать руки, столкнувшись с трудностью, упорный человек не сдается, «поднимается» и продолжает действовать.

Но многие не готовы к возможным трудностям и промахам. Так как они не развили силу воли, то легко сдаются. «На многих людей неудача действует удручающе,— замечает писатель Морли Каллаган,— они погрязают в жалости к себе, обвиняют всех и вся, обижаются и… опускают руки».

И всё же стоит пройти через трудности,– именно в испытаниях развивается воля к победе и приобретается необходимый жизненный опыт.

 

Что помогает быть упорным?

Первый шаг — это постановка разумных и достижимых целей.

         Мудро время от времени пересматривать свои жизненные установки, спрашивая себя, к чему я стремлюсь и не нужно ли что-либо изменить. Очень важно осознавать, чего мы хотим и почему. Если нам ясна конечная цель, то вероятность, что мы отступим от нее, меньше.

Следующий шаг после определения своих целей — это проектирование способа их достижения.

Успех сопутствует тем, кто ясно понимает взаимосвязь между причиной и следствием в череде событий своей жизни. Люди, стремящиеся к успеху, понимают, что если они хотят достичь чего-то, то они должны сделать для этого все возможное. Четкое представление о том, что необходимо предпринять, чтобы достичь желаемого, поможет сохранять целеустремленность. Это также поможет предпринять изменения, когда нас постигла неудача.

         Поэтому, когда возникают неудачи, старайтесь рассматривать их в позитивном ключе, как возможность чему-то научиться. Проанализируйте ситуацию, разберитесь, где вы были неправы, исправьте ошибку или постарайтесь преодолеть слабости характера.

Третий важный аспект, связанный с упорством, заключается в необходимости постоянно действовать.        Организованный, последовательный человек постоянно прогрессирует, он видит перед собой цель, и это помогает ему не сходить с дистанции.

 

Выбор правильных целей

Конечно, чтобы упорство имело смысл, необходимо выбирать правильные цели. Многие люди целью своей жизни видят то, что не приносит истинного счастья.

Они считают, что деньги избавят от забот, а положение в обществе поможет обрести большую стабильность и свободу в жизни. В итоге у них возникает постоянный страх стать неудачниками.

Не выдавая желаемое за действительное, что вы думаете о себе? В чём вы видите смысл вашей жизни? Невозможно ведь иметь абсолютно всё. В жизни рано или поздно приходится делать выбор.

Спросите себя: к чему я стремлюсь? Какая у меня главная жизненная цель? Что и в какой последовательности следует предпринять? А может быть, я выбрал не самый короткий и не самый надёжный путь к своей цели? Возможно, есть более простой способ достижения того, к чему я стремлюсь?

Это не означает, что цель, для достижения которой требуется несколько лет упорного труда, не реалистична. Такую долгосрочную цель можно достигать постепенно, ставя ряд промежуточных целей, или ступенек. Успешное преодоление каждой ступеньки будет приносить удовлетворение, а не разочарование.

 

Занятие 6 курсу “Самоорганизация личности”.

ПРАВИЛО 6

ПРОЧНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ТОГДА,

КОГДА МАТЕРИАЛ ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ ТЕБЯ ВАЖНЫМ, ПОНЯТНЫМ

И ПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

«КАК УЛУЧШИТЬ ПАМЯТЬ»

Слова ведущего:

Участники первого чемпионата США по тренированности памяти недавно проверили своё мастерство, в ходе пяти специально организованных интеллектуальных игр. Требовалось запомнить 100 лиц незнакомых людей, стихотворение из 50 строчек (включая знаки препинания), повторить по порядку 125 английских существительных, запомнить ряд случайных чисел и 52 игральные карты (перемешанные и лежащие оборотной стороной вверх). Уоллас Бустелло удивил участников игр, запомнив ряд из 109 случайных чисел. Однако бесспорной победительницей стала 26-летняя Татьяна Кули. Как сообщалось в нью-йоркской «Дейли ньюс», они с отцом, который программирует спутники для аэрокосмической компании, устраивали у себя дома соревнования по тренированности памяти. «Я обычно выигрывала»,— сказала Татьяна.

 

Экспресс – интервью.

         – Кто из вас смог бы принять участие в таком турнире?

– А кто считает, что у него очень плохая память?

–       Можете ли вы привести случаи, когда вас серьёзно подводила ваша забывчивость?

 

Слова ведущего:

         Да, со стороны такие ситуации могут показаться даже забавными, но на самом деле, сколько переживаний и слёз бывает из-за плохой памяти.

Но, что странно – люди сегодня смирились с этим. Они считают, что их мозг, просто, не способен на большее.

Какое заблуждение!

Способности нашего мозга поразительны!

Мозг был спроектирован как сосуд, из которого можно черпать, не боясь, что он опустеет.

Между тем, иногда нам кажется, что слишком многое из того, чем мы наполняем свой ум, куда-то исчезает. Бывает, что мы не можем вспомнить какую-то информацию как раз тогда, когда она вкрай необходима.

Что можно сделать, чтобы улучшить память?

 

 

 

Игровой тренинг: «Приёмы запоминания».

Игра 1. «Ассоциации».

Задание: представить то, с чем ассоциируется названное слово (имя, предмет, действие или явление).

Игроки по цепочке называют слова, где каждое последующее слово – «ассоциация» к предыдущему.

Когда ведущий говорит “стоп”, игрок, на котором остановились, старается назвать всю цепочку слов (в обратном порядке), остальные следят, чтоб не было пропусков.

Пример: ворона – поле – конь – ХIХ век – роман «Война и мир» – фильм «Щит и меч» – Александр Невский и т.д.

Задание: сформулировать суть приёма «Ассоциации» и привести примеры эффективного применения данного способа запоминания в жизни.

 

Игра 2. «Найди связь».

Задание: запомнить список, составленный совершенно из разных предметов путём мысленного представления себе каждого из этих предметов. При этом продумать, как первый предмет можно ситуативно связать со вторым, второй с третьим и так далее.

Игроки делятся на 2 – 4 команды. Каждая команда составляет список из 15 предметов. Затем, списками обмениваются.

Даётся 5 – 7 минут на придумывание командой связей между предметами. Эти связи могут иметь даже абсурдное значение, главное чтобы наша память могла на них сконцентрироваться.

По истечению времени представители от команд по памяти воспроизводят список, называя связи между предметами.

Пример: в списке – хлеб, молоко, электрическая лампочка, мороженное лук, помидор.

Картина возможных связей следующая:

– буханка хлеба плавает в миске с молоком,

– молоко наливают в разбитую электрическую лампочку,

– в патрон для электрической лампочки вкручивают стаканчик с мороженым,

– Чиполлино угощает мороженым сеньора Помидора.

 

Задание: сформулировать суть приёма «Найди связь» и привести примеры эффективного применения данного способа в жизни.

 

Индивидуальное мини-исследование: «Как лучше запомнить учебный материал».

Задание: провести опыты на себе и подготовить их демонстрацию.

Опыт 1.

         Приступая к изучению параграфа учебника, постараемся, как можно четче представить себе, зачем нам нужна данная информация.

(Если никакой побуждающей цели не находится, то можно “перевоплотиться” – в учителя, в великого математика, в собеседника для человека, который очнулся после длительного летаргического сна, и т.п.).

Опыт 2.

         Попробуем не просто читать материал и мысленно пересказывать его, а прежде поработать с ним:

сравнить его с предыдущим материалом, разделить его на части, отметить главное, понять смысл каждого слова текста, кратко законспектировать, составить таблицу и т.п.

Опыт 3.

         Используем каждую возможность для повторения усвоенных ранее знаний.

Начиная изучение нового параграфа, повторим предыдущий. Встретив в новом материале полузабытый термин, вернёмся и восстановим в памяти точное его значение, при выполнении упражнений или решении задач найдём в учебнике подзабытые правила и формулы и т.п.

 

 

Опыт 4.

         Постараемся за 3 минуты сжато, чётко и вразумительно пересказать своими словами смысл учебного текста.

Предварительно нужно самостоятельно подобрать приёмы для эффективного выполнения задания.

 

Работа в командах. Составление памяток: ”Как запоминать прочитанное”

Задание:

Выделить в предложенном материале алгоритм эффективного запоминания и перечень полезных советов. Оформить памятку. Презентовать свою памятку (возможно в виде шуточной демонстрации).

 

Как запоминать прочитанное

(материал для составления памятки)

Важный фактор в улучшении памяти – любознательность.

Современным школьникам порой приходится запоминать довольно объемный и сложный материал. Кроме того, успехи в учёбе напрямую связаны со способностью хорошо ориентироваться в накопленной мозгом информации и воспроизводить необходимые знания в нужный момент.

Что можно предпринять, чтобы повысить эффективность запоминания?

Приучая себя быть наблюдательными, интересоваться тем, что происходит вокруг, мы заставляем свой ум работать, и потом, когда мы прочтем или услышим что-то полезное, у нас само собой получится проявить интерес к этому. В свою очередь, интересная для нас информация легко усваивается.

Волевая заинтересованность материалом – второй ключ к лучшему запоминанию. Если то, о чем ты читаешь, тебе интересно, ты будешь сосредоточен и внимателен. Если же ум занят другими мыслями, ты ничего не запомнишь. Чтобы новые знания лучше усвоились, сопоставляй их с тем, что уже знаешь. Задай себе такие вопросы: как и в каких ситуациях я могу применить эту информацию? Как можно, используя ее, помочь другим? Каждый может лично для себя подобрать способы заинтересовывать себя учебным материалом, например:

– отыскать в тексте знакомую информацию и совершенно новые понятия;

– разбить материал на блоки (что нужно знать в общем; что нужно конкретно запомнить; что нужно уметь применять; какие нужно выработать практические навыки);

– составить в ходе изучения опорный конспект для подготовки к контрольной, зачёту, экзамену;

– составить алгоритм применения материала;

– отобрать из текста материал для составления кроссворда;

– отобрать ключевые слова и зарифмовать их в стихотворение;

– на основании материала придумать приключенческую или фантастическую историю;

– нарисовать к тексту иллюстрации;

– подготовиться объяснить изучаемый материал своему более слабому в учёбе товарищу и т.п.

Третий фактор – понимание.

Иногда пониманию содержания материала препятствует незнание точного значения отдельных слов. В этом случае было бы мудро воспользоваться тем или иным словарём: иностранных слов, толковым, фразеологическим, словарём синонимов и т.д.

В то же время при чтении желательно сосредотачиваться не на отдельных словах, а на целых фразах. В этом случае будет легче улавливать смысл, находить главные мысли и, следовательно, запоминать.

Для эффективного запоминания материала необходима личная организованность.

Изучаемый материал и другие источники информации, а также письменные принадлежности и бумага должны лежать рядом. Постарайся, чтобы работа проходила в приятной обстановке, без каких-либо серьезных помех и при достаточном освещении. Выключи радио и телевизор.

Время, отведённое на изучение всего необходимого материала полезно разделить на несколько промежутков. Вместо того чтобы учить не прерываясь в течение двух часов, было бы лучше распределить время на интервалы от 25 до 40 минут каждый, а между ними сделать небольшую паузу. Исследование показало, что такой метод повышает уровень запоминания материала.

Определи, сколько ты хочешь выучить за установленное время. Это помогает сосредоточиваться. Перед началом чтения текста удели несколько минут предварительному обзору. Прочитай название. Просмотри подзаголовки, вопросы, выделенные места

Обрати внимание на рисунки, графики, выводы, вступительный и заключительный абзацы. Бегло просмотри первые предложения каждого абзаца. Часто по ним можно проследить главную последовательность рассуждений. Постарайся обобщить все это. Спроси себя: какова главная мысль текста? Что я могу почерпнуть из прочитанного? На какие важные моменты нужно обратить внимание?

Уяснив идею прочитанного, можно приступать к записям. Эффективные записи могут ускорить понимание и запоминание материала. Необязательно записывать целые предложения, достаточно ключевых слов и фраз, которые помогут вспомнить основные мысли.

Объем запоминаемой информации возрастает в два раза, если сразу выделить одну минуту на повторение. Поэтому сразу же после прочтения всего материала повтори про себя главные мысли, чтобы они хорошо закрепились в уме. Подумай, как бы ты объяснил своими словами новую для себя информацию. Если, закончив чтение, сразу же сделать повторение, то полученные знания останутся в нашем уме на более долгий срок.

Через несколько дней сделай еще одно повторение, рассказав кому-нибудь о том, что ты узнал, или воспроизведи на бумаге логическую цепочку усвоенных знаний.

 

 


Опубликовал 16 Листопад 2011 в рубрике ІНТЕРАКТИВНІ ІГРИ, ТРЕНІНГИ.