Симон Соловейчик – аннотация к книгам

«Педагогика для всех»

Это история о том, что происходит между каждым взрослым и каждым ребенком. Книга заслуживает того, чтобы стать настольной для всех родителей и учителей. Автору принадлежит афоризм: «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить». Собственно, в этом и заключена суть этой глубокой и доброй книги. Изданная в середине 80-х, книга стала сенсацией.

«Последняя книга»

Все интересней и интересней становится жизнь. Интересней, хотя и трудней. Так было и у Симона Львовича Соловейчика. Каждый день у него получался уникальным. Создание газеты, развитие практической педагогики… ? он был центром педагогов новаторов, он был центром педагогической мысли.

«…Вот в такой последовательности возникали передо мной проблемы мира - вопросы, на которые я не нашел ответа в книгах и вынужден был пытаться решить их сам; нет, не решить, конечно, они не решаемы, а хотя бы что-нибудь понять: педагогика, психология, политика, экономика…»

«…Я понял тогда, к стыду моему, только на этой истории понял, что дети не должны обсуждать детей - вообще никогда, ни при каких обстоятельствах. Это безнравственно в принципе…»

«…Страх плохо выглядеть в глазах людей, сказать что-то не то, подвергнуться осмеянию - все эти страхи лишают нас половины способностей.

И в этом одна из главных школьных проблем. И лишь тот учитель, кто понимает ее, кто умеет построить учение без страха перед учителем, сверстниками и, главное, перед предметом. Как же ты научишься математике, если ты боишься ее?..»

«Воспитание по Иванову»

Коммунарская методика. Воспитание творчеством.

В двух этих словах, творчество и забота, соединяющих ум и сердце, – ключ к методике профессора Иванова. Кто овладеет этим двойным ключом, кто научится претворять в жизнь идею постоянного творчества и общей заботы, кто будет воспитывать детей в творческой заботе о жизни, тот и в самом деле увидит педагогическое небо в алмазах.

«Учение с увлечением»

«Только увлечение создаёт то напряжение духовных сил, которое ведёт к развитию способностей. Все знают: у кого большие способности, у того обычно есть интерес к занятиям. Но не все знают обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Увлечение и способности тесно связаны между собой»

«Спрашивают: разве может всякая работа быть увлекательной?

Может! Присмотримся к окружающим нас людям. Одни за всякую работу берутся серьёзно, с охотой, даже если это мытьё посуды или другая вроде бы нудная домашняя работа. Старое правило: всё, что стоит делать, стоит и того, чтобы делать хорошо…»

В книге даются «опыты на себе» ? как заинтересоваться нелюбимым предметом, как выполнять домашние задания, как развивать память и внимание… ? множество практических советов, чтобы разорвать порочный круг «неинтересно потому, что не занимаешься, а не занимаешься потому, что неинтересно».

«Дневник Николая Фёдоровича»

Настольная книга классного руководителя!!!

Всё – творчески, всё – с улучшением жизни. А иначе зачем?

«…В плохом они проявятся без меня. А я должен дать им возможность поскорее проявиться в хорошем. Поэтому-то так и тяжелы первые месяцы – вовсе не оттого, что я не знаю ребят и они меня не знают, а потому, что мое присутствие, участие везде необходимо. Я пока не буду заботиться об их самостоятельности, не буду говорить им: сами, сами, вы уже большие! Я буду помогать им в чем только можно и, не стесняясь, заменять их где только можно – лишь бы у нас все получалось, лишь бы они почувствовали вкус победы и поверили в себя, и в меня тоже. За кем идут люди в жизни? За строгими? За добрыми? Умными? Да нет же? Они идут за теми, с кем получается дело! Если дети видят, что этот учитель может их научить, они за ним пойдут, какой бы он ни был, и простят ему все его недостатки.

А самостоятельность – что ж, она обязательно придет в свое время, это я знаю по опыту. И чем больше я буду сейчас помогать ребятам, чем лучше будут результаты любой нашей работы, тем тверже они будут стоять на ногах и верить в себя и в свои способности…»

В книге приведены примеры организации и проведения в классе коллективных творческих дел.

«Ватага "Семь ветров"»

Эту книгу необходимо прочитать заместителю директора по воспитательной работе, классному руководителю старших классов, школьному психологу!

«…Надо принцип новый искать, метод! Современный метод!

У нас уже давно другие ребята, и сами мы другие, а методики наши полувековой давности. Мы должны сделать так, чтобы не приходилось нам больше проводить таких собраний и чтобы нужды в них не было, понимаете? Как говорил Сухомлинский? Воспитание без наказаний, потому что нет нужды в наказаниях: ничего дурного в школе не происходит!

- Это хорошо бы, конечно, - вздыхала Фролова, - но так ведь не бывает… Алексей Алексеевич, дорогой, не бывает так!

- Не бывает, не бывает… А может, будет? А может, найдем?»

«…Им нужно что-то такое, что было бы непредсказуемым по результату, какая-то задача…

Это слово понравилось Каштанову: задача… Жизнь как цепь задач, которые сначала надо решить в уме, а потом и на практике… Если бы и всю их школьную общественную жизнь удалось превратить в цепь интересных, нетривиальных задач, а?

"Что ж, попробуем, - думал Каштанов, - попробуем…"»

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.